Основы профилактики зависимостей от психоактивных веществ у несовершеннолетних
  Алкоголизм и наркомания это медленно прогрессирующие заболевания, характеризующееся патологическим влечением к ПАВ( далее психоактивных веществ), развитием абстинентного (похмельного) синдрома при прекращении употребления, а в далеко зашедших случаях – стойкими соматоневрологическими расстройствами и постепенным развитием психической деградации. К сожалению, распространено употребление алкоголя и ПАВ в молодежной среде. Очень часто первая проба алкоголя несовершеннолетними происходит под присмотром родителей на семейных праздниках, где хоть капельку дурманящего напитка, да попробуют, а наливают им сами родители. Нередко подростки начинают пить и употреблять ПАВ, когда попадают в новую компанию, где это своего рода тест на зрелость – «не хочешь пить – значит, не будешь с нами, не употребишь наркотик- значит ты не так крут»». Так они постепенно подсаживаются; изначально старшие, уже взрослые, товарищи заставляют их пить и употреблять наркотические вещества, а потом приходит привыкание к ним и алкоголю – без ПАВ уже никак нельзя обойтись на веселый встречах. Ребята хотят быть такими «как все», поэтому, чтобы не быть «белыми воронами» - пьют и чаще начинают употреблять ПАВ. Через некоторое время спиртные напитки и запрещенные вещества становятся необходимой частью отдыха, покоя и веселого настроения. Потом возрастают дозы потребляемого, потому что первоначальный объем употребляемого кажется недостаточным. Таким образом, алкоголь и ПАВ становятся неотъемлемой частью жизни и вовлекается во все жизненно важные процессы молодого организма.
  Алкоголизм, наркомания, токсикомания у подростков развивается быстрее, чем у взрослых, и заболевание протекает более злокачественнее. Те концентрации наркотических веществ и алкоголя в крови, которые у взрослых вызывают лишь незначительные нарушения, у молодых людей могут повлечь за собой тяжелые отравления с возникновением неврологических расстройств, не исчезающих месяцы, годы или остающиеся на всю жизнь.
  При регулярном приеме ПАВ резко падает работоспособность, круг интересов сужается, снижается успеваемость в школе, т.к страдает память, меняется характер и весь склад личности в целом. Смертность от алкоголизма и наркотических передозировок среди молодежи, как у мужчин, так и у женщин наиболее высока по сравнению с таковой в других возрастных группах.
  В подростковом возрасте любой алкоголь и ПАВ, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, затрагивая личностные качества подростка, психическое и физическое здоровье, ведет к нарушениям репродуктивной функции у девушек – подростков. Алкоголь и наркотики является наиболее частой причиной нежелательной беременности у юных девушек, беспорядочных половых связей, опосредованно увеличивается риск распространения инфекций передающихся половым путем (ИППП) и ВИЧ/СПИДа, вирусных гапатитов (парентеральным путем).
  Существует зависимость между употреблением алкогольных напитков учащейся молодежью и снижением уровня ее успеваемости. Употребление алкоголя входит в тройку прочих факторов, негативно влияющих на успеваемость. Употребление в любых количествах представляет основную социальную опасность и опасность для здоровья несовершеннолетних.
  Исследования показывают, что подростки, которые пьют алкоголь, чаще всего испытывают:
• проблемы в школе: низкая посещаемость и низкие или неудовлетворительные оценки;
• нарушение нормального роста и сексуального развития;
• социальные проблемы, такие как драки и неучастие в подростковой деятельности;
• проблемы с законом, такие как аресты за вождение или причинение физического вреда кому-либо в состоянии алкогольного опьянения;
• физические проблемы, такие как похмелье или плохое самочувствие;
• высокий риск самоубийств и убийств.
  Даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.
  Даже при концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6% у подростка может наступить смерть.
  Юношеский мозг очень уязвим, поскольку он находится в состоянии функционального и структурного изменения. Присутствующий в алкогольных напитках этанол способен причинить развивающемуся мозгу огромный вред. Экспериментально было доказано, что даже не особо частое употребление алкоголя может почти вдвое ухудшить способности мозга обучаться чему-либо новому. При частом употреблении алкоголя мыслительное развитие приостанавливается, нарушается формирование этических и нравственных норм, а уже присутствующие навыки могут ухудшиться или пропасть. По сути, при воздействии алкоголя юный мозг тупеет и интеллектуально, и морально, а алкогольная зависимость развивается в разы быстрее.
  Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Такая частота употребления спиртного считается наркологами систематическим употреблением алкоголя.
  Основой противоалкогольной и противонаркотической пропаганды среди подростков и их родителей обязан стать принцип недопустимости использования алкоголя и ПАВ несовершеннолетними.
  Необходимо постоянно проводить работу по формированию трезвеннических установок у несовершеннолетних. Одним из таких методов формирования трезвеннических установок у детей и подростков является система противоалкогольного и противонаркотического воспитания в школе.
  Основу противоалкогольного и противонаркотического воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:
  противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного и противонаркотического воспитания обязано проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения ко всяким проявлениям пьянства и алкоголизма, наркомании;
  программа противоалкогольного и противонаркотического воспитания обязана предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного воздействия алкоголя и ПАВ на здоровье человека и жизнь общества в целом.
  Помимо специализированных лекций и бесед, нужно проводить систематическое противоалкогольное и противонаркотическое воспитание во время предметного обучения.
  Противоалкогольная и противонаркотическая пропаганда в школах обязана проводиться главным образом силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций профессионалов (медиков, юристов, социологов и др.); противоалкогольное и противонаркотическое просвещение обязано распространяться и на родителей учащихся.
  Наряду с противоалкогольным и противонаркотическом воспитанием учащихся рациональную просветительную работу нужно проводить и с их родителями. Данная работа обязана носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников) и, как показывает опыт, для донесения информации до целевой аудитории, лучше в результате использовать родительские собрания.
  Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специализированных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная свободная должность среди данного контингента молодежи, как ни в каких новых социальных группах, обязана носить комплексный и дифференцированный характер.
  При планировании и проведении мероприятий по первичной профилактике пьянства и алкоголизма следует постоянно помнить о том, что подростки слишком наблюдательны, восприимчивы и склонны к подражательству. Формируясь, подросток копирует поведение взрослых, иногда делая это подсознательно. Предметом подражания чаще в целом служат не декларативно-императивные утверждения о том, что «пьянствовать нельзя», а образ жизни, поступки, поведение взрослых. И в случае если подростку говорят о высших моральных принципах, о надобности быть честным и справедливым, вести трезвый образ жизни, а в повседневной жизни и во взаимоотношениях окружающих его взрослых людей он видит фальшь, безразличие, жестокость, пьянство, то «на веру» чаще в итоге берутся не слова, а поступки окружающих подростка людей.
Врач психиатр- нарколог        Т.М. Янковская