Детский аутизм
   Термин аутизм происходит от латинского слова auto – «сам» и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира. Аутизм – это уход от реальности, отсутствие или недостаток общения с внешним миром, неспособность установить эмоциональный контакт с окружающими людьми.
   Ранний детский аутизм встречается в 2-х случаях на 10 тыс. населения. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.
   Признаки аутизма у младенцев
   У аутичных детей нарушается «комплекс оживления», характерный для нормально развивающихся младенцев: такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать свою мать. Но даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.
   Признаки аутизма у малыша
   Излишняя пассивность: не плачет, не двигается, не интересуется окружающим миром. Чрезмерная активность: все время плачет, нервничает, вертится. Отказывается от материнского молока. Отсутствие реакции на голоса и на появление родителей. Нежелание смотреть в глаза родителям или разглядывать предметы. Возможно отставание в развитии или ускоренный рост головы.
   Признаки детского аутизма
   Одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими. Отгороженность от внешнего мира, сопротивление любым переменам обстановки, склонность к повторяющимся действиям, словам. Однообразие интересов и пристрастий. Слабость эмоциональных реакций на близких (мать, отца) вплоть до полного безразличия. Нарушение развития речи (ребенок не говорит или говорит много, но общается «невидимым собеседником»). Повышенная тревожность, страх. Плохая реакция на зрительные и слуховые стимулы. Наличие сверх привязанности к некоторым предметам, нежелание с ними расставаться.
   До 7 лет у деток уже четко заметно отставание в физическом развитии, они маленького роста и часто не определяется ни леворукость, ни праворукость или обе руки «правые», т.е. дети владеют обеими руками хуже сверстников. Многие «аутята» в дошкольном периоде начинают лучше воспринимать обращенную к ним речь и даже контактируют с другими детьми, но 40% в подростковом возрасте становятся снова замкнутыми.
   Аутизм нередко мешает проявиться способностям ребенка в музыке, изобразительном искусстве, языках, литературе, точных науках. Однако диагноз аутизма не означает недостаток интеллектуального развития ребенка. Как правило, аутичные дети обладают прекрасной памятью, великолепным музыкальным слухом, умением безошибочно ориентироваться в пространстве, различать формы. При систематических занятиях с ребенком чаще всего удается выработать навыки самообслуживания и общения.
   Как помочь ребенку?
   Прежде всего необходимо понять и принять, что ваш ребенок, находясь рядом с вами, живет своем закрытом мире. Он видит и слышит, и прекрасно понимает все происходящее вокруг, но по – своему. Постарайтесь понять его мир, внимательно изучите индивидуальные способности и возможности ребенка. Это поможет вам найти правильный подход к нему, установить контакт в общении, создать ситуацию успеха. Обязательно предоставляйте ребенку возможность делать то, с чем он справляется сам.
   Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире. Научитесь терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребенка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами.
   Если вы всерьез хотите помочь ребенку, не позволяйте себе расслабляться, отчаиваться и лениться. Ищите специалистов, проявляйте активность и не жалейте любви. Запаситесь терпением, чтобы достойно пережить неудачи. Со временем, будьте уверены, ваши усилия вознаградятся.
Врач-валеолог Борисовской ЦРБ       В.И. Коновалова