Архив. Борисовская центральная районная больница

Image 03

Архив

Ранний детский аутизм
   Ранний детский аутизм – это тяжелый синдром нарушения развития, затрагивающий все сферы жизни ребенка: мышление, речь, движения, общение.
   Интенсивное исследование аутизма началось в 1940-е гг. после публикации в 1943г. работы Л.Каннера, который и ввел в науку данный термин. Каннер утверждал, что это расстройство начинается в раннем возрасте – около 2,5 лет и является врожденным.
   Современная точка зрения на ранний детский аутизм (далее в тексте - РДА) заключается в том, что расстройство появляется в возрасте до 3 лет. Распространенность РДА составляет 20 случаев на 10000 человек.
   В настоящее время термин «аутизм» применяется для обозначения целой группы расстройств. У одних аутичных детей психическая патология обнаруживается с самого рождения, у других – через несколько лет после рождения.
Тем не менее выделяют четыре обязательных симптома детского аутизма:

  1. Нарушение социальных отношений;
  2. Речевой дефицит;
  3. Нарушения движений и поведения;
  4. Когнитивный дефицит.

   Дефицит социальных отношений может принимать как форму полной аутичности, так и патологическую привязанность к неодушевленному объекту. У людей, страдающих аутизмом, отсутствует ответная реакция на эмоции других людей или на другие социальные признаки ситуации, они не испытывают потребности вступать в контакт с окружающими и не реагируют на их попытки такой контакт завязать. Нарушение межличностного взаимодействия проявляется и в отсутствии ролевой игры, благодаря которой в ходе отногенеза решается важнейшая задача усвоения социальных норм и правил поведения. У аутичных детей отсутствует как потребность в такой игре, так и соответствующие навыки.    У детей с РДА формируется умственная отсталость в ¾ случаев, что является одним из характерных признаков синдрома Каннера. В некоторых случаях (синдром Аспергера) у детей могут быть очень хорошо развиты отдельные интеллектуальные способности, однако эта одаренность носит односторонний и асоциальный характер.
   Отсутствие социальной направленности в мышлении, грубые нарушения социальных контактов препятствуют полноценному и гармоничному интеллектуальному развитию.    При анализе поведения детей с ранним детским аутизмом прежде всего обращают на себя внимание тяготение к стереотипным действиям и ритуалам, плохая переносимость перемен. Игры также стереотипные – например, бесконечное вращение телефонного диска, бег по кругу.
   Дети отличаются своеобразием интересов, особой привязанностью к необычным предметам, озабоченностью датами, маршрутами или расписаниями; страхи, вызываемые самыми обычными явлениями, могут сохраняться у них годами. Им недостает спонтанности и инициативы в поведении.

Как лечить аутизм у детей
 В силу того, что часто такие дети страдают различными фобиями, для них очень важно постоянство окружения, сохранение которого помогает избежать стресса. Необходим строгий режим дня: ежедневно в одно и то же время они должны кушать, умываться, идти спать. Ни в коем случае нельзя менять привычный распорядок дня, так как ребенка это может напугать. Нередко родителям очень трудно приучить ребенка к выполнению каких-либо новых действий. Но если он в конце концов принимает новшество, то сразу же сильно привязывается к нему. Довольно трудно точно установить все детали состояния ребенка, но ему можно и нужно помогать для того, чтобы обеспечить его более или менее нормальное развитие и существование. Обычно дети, страдающие аутизмом, не могут учиться в нормальной школе. Аутичные дети, даже с более высоким уровнем интеллекта, в дальнейшем все-таки испытывают трудности в самостоятельной жизни.
   У родителей аутичного ребенка возможности небольшие. Приоткрыть «ворота» в душу детей можно лишь при безграничной любви к ним. Крайне важно, чтобы родители, заметив первые симптомы этой болезни у ребенка, обратились к психологу или психиатру. Близкие ребенка, страдающего аутизмом, должны быть очень терпеливыми. Дело в том, что жизнь больного ребенка имеет свой монотонный ритм. Повседневные занятия, работа должны происходить в одно и то же время, со строгим соблюдением последовательности. Любые отклонения от установленного распорядка дня вызывают у таких детей (или у взрослых) приступ злобы, страх и панику. Приступ злобы или страх может возникнуть даже из-за, казалось бы, совсем незначительных перемен, например, появления новой медицинской сестры или перемещения в другую комнату.
   Понятно, что такой строгий распорядок оказывает большое влияние на жизнь семьи. Ребенок, страдающий аутизмом, не реагирует на ласку, не вступает в разговор, поэтому окружающие должны обладать необыкновенным терпением и толерантностью. С другой стороны, лишь с помощью любви и терпения можно добиться хоть какого-то прогресса и «вытащить» человека, страдающего аутизмом, из созданного им самим мира.
   Заметив симптомы, свидетельствующие о наличии этой болезни, нужно обратиться к детскому психиатру (именно психиатры лечат психические расстройства у детей). В последнее время создаются так называемые центры развития ребенка. Их цель – ранняя диагностика и терапия нарушений развития у детей. В этих центрах работают опытные специалисты (детские психиатры, неврологи, психологи, логопеды и др. специалисты), поэтому они могут оказать быструю и эффективную помощь. Если обращение с ребенком и его поведение вызывает подозрение, то следует обратиться в такой центр. К детскому психиатру ребенка обычно направляет педиатр.

Психолог ПНД   Прошина В.П.